Антиколлекторы
Рынок потребительского кредитования в России постоянно пополняется
новыми участниками. Помимо основных субъектов рынка – банков и
заемщиков - за последние несколько лет появились бюро кредитных историй
и коллекторские агентства.
Антиколлекторы – кто они?
Так называемые антиколлекторы - это юристы, специализирующиеся на
защите интересов заемщиков перед банком или коллекторским агентством.
Суть их деятельности – оптимизация задолженности, возникшей у заемщика
перед банком. В отличие от коллекторов они не «собирают» долги, а
помогают должникам минимизировать штрафы за просроченные кредиты.
Обычно спрос рождает предложение. Каким образом возник спрос на такого рода услуги?
Появление на рынке таких услуг – это следствие бурного роста рынка
потребительского кредитования и, соответственно, увеличение числа
невозвратов или просрочек по кредитам. По статистике, представленной
Центром экономического анализа Интерфакса, в первом полугодии 2007 года
объем просроченной задолженности вырос до 3,3% (в начале года было
2,7%). Эксперты-коллекторы, в свою очередь, называют цифры в 6-7%. В
этих процентах, скажем так, и находятся потенциальные клиенты
антиколлекторских агентств.
Однако, на мой взгляд, есть и еще одна причина возникновения услуг
антиколлекторов ¬– это политика банков в отношении должников. В целом
она понятна – банку необходимо вернуть свои деньги и проценты. Вместе с
тем мы знаем, что есть два вида должников. Первые - это кредитные
мошенники, пользующиеся подложными документами и уклоняющиеся от
возврата долгов. Вторые - так называемые «добросовестные» должники,
которые в силу объективных обстоятельств не смогли вовремя погасить
кредит. И если первые хорошо ориентируются в законодательстве и четко
понимают свои права и обязанности, то вторые могут быть не так сильны в
юридических тонкостях потребкредитования, и зачастую просто не знают,
как решить проблемный вопрос. И в тоже время не обращаются в банк,
боясь начисления штрафных санкций.
Вот и складывается такая ситуация, что добросовестные заемщики,
задолжавшие кредитной организации, все чаще идут не в свой банк на
переговоры для урегулирования проблемного вопроса, а к антиколлекторам.
Насколько мне известно, банки, как правило, идут
навстречу заемщикам, попавшим в сложную ситуацию: пересматривают срок
кредита, оптимизируют ежемесячные платежи…
… или начисляют огромные штрафы. Это говорит о том, что заявления
банков о клиенториентированной позиции носят несколько декларативный
характер.
Для наглядности представим следующую ситуацию. Заемщик в силу
различных обстоятельств не может оплачивать кредит. Банк выставляет
заемщику штрафные санкции. Это, как правило, большая сумма, иногда даже
превышающая сумму кредита в несколько раз. Заемщик обращается в
антиколлекторское агентство. Агентство добивается снижения суммы
штрафа. По сути, агентство не может помочь снять с заемщика кредитных
обязательств, но минимизировать штрафы, как правило, удается.
Заемщик сам должен адекватно оценивать свои возможности при
получении кредита и не доводить дело начисления штрафов и обращения к
антиколлекторам.
Насколько законна такая помощь?
Однозначно можно сказать только одно: противозаконной она точно не
является. Другое дело, что современное законодательство предоставляет
антиколлекторам немного возможностей для работы. Специального
регулирующего закона нет. Главным образом, антиколлекторы используют в
своей деятельности статью 333 Гражданского кодекса РФ «Уменьшение
неустойки». Эта статья не позволяет начислять чрезмерно большие
проценты по штрафным санкциям за просрочку платежей.
То есть, антиколлектор – это, фактически, юрист, консультирующий клиентов, как избежать уплаты чрезмерных процентов по долгу?
Да, профильный юрист-консультант. Однако нельзя идеализировать
антиколлекторов. Опасность заключается в том, что пробелы в
законодательстве, позволяют им защищать интересы на только
«добросовестных» должников, но и кредитных мошенников. Тенденция
возникновения антиколлекторских агентств не способна восстановить
баланс на кредитном рынке. Необходимо совершенствование
законодательства в сфере потребительского кредитования.
Прибыльна ли деятельность антиколлекторов?
Клиенты антиколлекторских агентств – физические лица, которые берут
в банках потребительские кредиты. Антиколлекторы же, как правило,
получают оплату в виде процента от суммы, которую они «спасли» для
своего клиента. Здесь много заработать не получится. Но, пока темпы
роста доли «плохих» кредитов и позиция российских банков в отношении
заемщиков останутся неизменными – услуги антиколлекторов будут
востребованы. Факт возникновения антиколлекторов – это ведь, по сути,
сигнал.
Сигнал кому?
В первую очередь банкам. Если они верно поймут этот сигнал – им
придется пересмотреть свою позицию в отношении заемщиков. Нужно
научиться строить отношения с клиентами на основе компромисса. В конце
концов, интересы заемщиков (за исключением кредитных мошенников) и
банков вовсе не антагонистичны. И те, и другие заинтересованы в
своевременном погашении кредита, чтобы банкам не приходилось бегать за
своими должниками, а должникам не нужно было скрываться. То есть, общие
интересы есть. Недаром в США функции коллекторов и антиколлекторов
выполняют одни и те же люди. Такая должность называется «кредитный
советник». Он состоит на жаловании у банка, но действует по поручению
заемщика. Именно при его посредничестве стороны приходят к
взаимоприемлемому соглашению. Конечно, велик соблазн механически
перенять американский опыт. Но на нашей почве он не будет работать до
тех пор, пока банки, да и клиенты банков тоже, не пересмотрят свои
отношения. Впрочем, реальность заставит это сделать достаточно быстро.
|